Информация для спортсменов ГАУ СО СШОР "Уктусские горы"
Рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций
Каждому из нас характерна своя картина мира, собственное мнение и видение ситуации, свои желания и потребности, планы на будущее и цели. Все это делает нашу личность уникальной и неповторимой, а человеческое взаимодействие – интересным, разнообразным, обогащающим.
Однако, процесс общения предполагает возникновение таких естественных явлений, как недопонимания, разногласия, конфликты.
Конфликт содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, целей, намерений.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, а для ее обострения часто бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения и т.п., то есть инцидента.
Противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации, является «помехой» для совместной деятельности (обучение, творчество, работа), что впоследствии сказывается на ее результатах и эмоциональном состоянии участников.
Поэтому важно знать о некоторых правилах поведения в процессе конфликтного разговора:
1) сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы ее видите;
2) дайте возможность второму участнику (или участникам) конфликта описать свое видение ситуации;
З) сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах в связи со сложившейся ситуацией;
4) в случае возникновения спонтанной эмоциональной вспышки собеседника, не отвечайте тем же, ждите, пока он успокоится, при необходимости, перенесите разговор на другой день;
5) подчеркивайте общность, сходство интересов - своих и собеседника, проявляйте интерес к его проблемам и позиции в целом;
б) корректно и спокойно высказывайте свои претензии к конкретному поведению собеседника, его действиям, но не к его личности;
7) открыто высказывайте свои пожелания и предложения по поводу разрешения конфликта, предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации;
8) спросите у партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы;
9) помните, что процесс выработки соглашения должен быть гибким, то есть видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов и, в последующем, меняющихся жизненных обстоятельств.
Таким образом, взаимное доверие и достижение справедливых соглашений более вероятно, если люди настроены позитивно, ориентированы на взаимное благополучие, и менее вероятно, если они негативно (конкурентно) воспринимают эту возможность. Основное правило эффективного общения — это открытое выражение желаний и чувств, уважение к желаниям и чувствам другого человека.
В случае, когда конфликтующие стороны не способны к диалогу, можно привлечь к разрешению ситуации третье лицо, мнение которого в данной конкретной ситуации будет независимым и непредвзятым.
При урегулировании конфликтной ситуации посреднику необходимо:
- напомнить оппонентам о взаимном уважении;
- выслушать точку зрения каждого;
- контролировать спонтанные эмоциональные вспышки участников конфликта (осуществлять разбор конфликта только когда оппоненты успокоятся);
- подчеркивать общность интересов каждого из оппонентов;
- высказать свое мнение о сложившейся ситуации;
- предлагать к рассмотрению реальные варианты решения проблемы, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
- поощрять все шаги сторон навстречу друг другу.
Решение конфликтной ситуации состоит в прямом обсуждении и определении, что верно в предложениях, а что нет, не в примирении позиций, а в разрешении ситуации. Результатом работы посредника является соглашение сторон, благодаря которому все участники конфликта уверены, что их интересы будут удовлетворены.
Важно помнить, что лучше сразу решить конфликтную ситуацию мирным путем, чем затянувшуюся ссору, к обеим сторонам которой присоединится все больше и больше людей.